06—08 ноября 2024 года Москва, ЦВК «Экспоцентр» павильон № 1
НАЗАД
25.10.2022 17:15:00 /

Регулированием единым: Итоги сессии по робототехнике на "Интерполитехе"

1 /

Решить регуляторные проблемы, которые мешают начать применять БАС не только в интересах частных компаний, но и правоохранительных органов, возможно только путем консолидации усилий отрасли, регуляторов, профильных и научных сообществ, считают участники прошедшей стратсессии "Робототехника и искусственный интеллект специального применения".

Стратсессия состоялась 19 октября в рамках выставки "Интерполитех-2022". Модератором выступил генеральный директор Ассоциации "АЭРОНЕКСТ" Глеб Бабинцев.

На мероприятии компании-разработчики робототехнических средств, беспилотных авиационных систем (БАС) и смежных технологий, а также технологий применения искусственного интеллекта представили силовым ведомствам свое видение решения регуляторных проблем отрасли и новые разработки.

В сессии принял участие заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации Василий Шпак.

Он отметил назревшую необходимость дальнейшего развития законодательства и поддержки разработчиков для обеспечения технологического суверенитета России в части беспилотной авиации.

"Рост рынка БАС к 2025 году составит 200%. Путь импортозамещения и наращивания технологической независимости РФ, на который мы встали благодаря санкциям, сложен, не быстр, и требует от нас тесной конструктивной работы, поиска наиболее рациональных и эффективных направлений поддержки подотрасли разработки и изготовления БАС", — отметил Шпак.

По его словам, вызовы сегодняшних дней заставляют ускоренно наращивать компетенции.

Благодаря слаженной работе, к 2030 году российская индустрия БАС сможет выйти не только на полную технологическую независимость, но и существенно нарастить объемы экспорта, уверен замминистра. 

Развивать индустрию гражданских БАС России необходимо еще и потому, что от нее напрямую зависит мобилизационная готовность страны, считает Бабинцев. Сегодняшние события показывают, что в любой момент беспилотник, предназначенный для гражданских целей, может использоваться в военном деле.

Потому помимо производства аппаратов военного типа также целесообразно поддерживать частные компании, выпускающие технически совершенное оборудование гражданского назначения, которое способно с минимальными модификациями начать отвечать требованиям специальных операций.

"Все эти технологии… относятся к технологиям двойного назначения. Это не оспаривается. Они носят межведомственный характер и затрагивают зоны интереса разных министерств", — отметил Василий Елистратов, начальник Управления развития технологий искусственного интеллекта Минобороны РФ.

"МВД, как Минобороны, пошло по пути того, что БВС являются средством двойного назначения. Но пока ни одного беспилотника на снабжении и вооружении органов внутренних дел не состоит. Говоря о том, какой БВС нам нужен, мы можем ответить: для каждой задачи, которую решают органы внутренних дел, нужно свое беспилотное воздушное судно. Разного типа, максимальной взлетной массы и т.д. Универсального ответа быть не может", — заявил Денис Панюшин, первый заместитель начальника ФКУ НПО "СТиС" МВД РФ.

Тем не менее, как отметили участники дискуссии, для ускоренного развития и полного раскрытия потенциала российской отрасли БАС необходимо согласовать и унифицировать многие технологические аспекты.

Разрозненность изготовителей

Одним из главных "тормозов" является разрозненность подходов российских разработчиков оборудования для БАС, программного обеспечения, двигателей, систем управления и т.д.

"Они друг с другом не дружат, высказывают друг другу претензии и как будто живут в разных странах. Поэтому необходимо создать единый центр компетенций, который позволит нам наконец единым коллективом подойти к тем проблемным вопросам, которые есть", — отметил Владимир Мошков, заместитель начальника ФБУ ВНИИ ГОЧС МЧС РФ.

Технологии сегодня уже вышли на тот уровень развития, когда трудно сказать, чего в беспилотниках больше: самолетно-вертолетной составляющей или все же интеллектуальных систем, считает Елистратов.

По его словам, благодаря стремительно развивающимся технологиям искусственного интеллекта беспилотники переходят в режим автономии.

Однако ИИ не может самостоятельно жить "в воздухе" — только комплексный подход позволит достичь всех целей на этом направлении.

"Развиваться нужно именно в авиационной парадигме, но помня, что летает уже по большей части не человек, а робот. Еще не до конца освоив эру беспилотной авиации, мы уже шагаем в эру автономной, когда машина будет сама принимать решения. Этот процесс требует объединения и консолидации разных сторон и участников. Для этого и создаются центры компетенций и отраслевые площадки", — отметил Бабинцев.

Нормативные оковы

По словам Мошкова, нет никакого сомнения, что БВС – это полноценные воздушные суда. Но этот подход очень "сковывает" с точки зрения регулирования и изготовителей, и эксплуатантов БАС.

Как отметили участники дискуссии, нормативно-правовая база для беспилотников имеет множество несостыковок и пробелов.

"В результате мы отстаем от того, что дают нам дружественные страны в виде — как мы их называем — "игрушек", которые могли бы применяться как полноценные средства разведки, доставки и т.д.", —отметил Мошков.

Он также добавил, что МЧС крайне заинтересовано в развитии индустрии БАС, так как видит в этих технологиях большой потенциал для ведения мониторинга.

Пока что основные инструменты на этом направлении — это космические аппараты и пилотируемые суда, но их эксплуатация крайне дорогая и часто требует большого времени даже на самые простые задачи. Беспилотники же могут работать гораздо дешевле и оперативнее.

"Если говорить откровенно, те ФАПы, которые созданы для пилотируемой авиации, для БВС не подходят. Их нужно конкретизировать и уточнять", — считает Панюшин.

Для преодоления существующих регуляторных барьеров индустрии БАС необходимо содействие со стороны государства.

Тем более что отрасль давно сформулировала комплексы готовых решений сложившихся проблем. Об этом мы неоднократно писали в нашем разделе "Законодательство".  

Пришел – увидел – сбил

Одной из наиболее "болезненных" тем для индустрии гражданских БАС является противодействие противоправному применению беспилотников.

Сегодня всем структурам нужно договориться о том, что такое противодействие и как сделать его наиболее эффективным.

Прежде всего нужно изменить риторику и говорить не противодействии, а о защите от противоправного применеиния, считает Бабинцев.

По его словам, пока правоохранительные органы действуют по схеме "увидел — сбил". Однако не всегда БВС, оказавшееся в запретной зоне, является злоумышленником.

Это может быть законопослушное судно, либо аппарат другого ведомства, выполняющий полет поблизости от зоны с ограничением. 

Если, например, такое БВС перевозит медикаменты или в будущем аэротакси везет сонного пассажира, то его посадка средствами РЭБ может прервать чью-то жизнь.

Поэтому, сначала нужно научиться наверняка отделять преступников от законопослушных БВС, а также разработать алгоритм действий на случай, если "нарушитель" действительно оказался добросовестным пользователем, нарушившим закон по незнанию.

"Сценарий эффективной защиты заключается в наборе нескольких обязательных элементов. Прежде всего, нужно заблаговременно обнаруживать объект и определять его координаты. Далее обязательно нужно связываться с внешним пилотом, отправлять ему команду о посадке и контролировать исполнение этой команды. И только если идентифицировать судно не удалось или команда о посадке не выполнена — прекращать полет принудительно", — отметил Бабинцев.

Как отметил Панюшин, в городе, например, правоохранительные ведомства могут обнаружить противоправный БВС лишь в последние 20 секунд. За такой срок, очевидно, очень сложно оперативно принять наиболее адекватное ситуации решение, помимо привычной команды "сбивать". А ситуации действительно бывают разные. Поэтому необходимы новые алгоритмы.

"Рассматривая безопасность применения БВС с точки зрения обеспечения безопасности гражданской инфраструктуры можно определить одно из основных требований – это возможность его идентификации по типу самолетного ответчика "свой – чужой". При этом с обеспечением защиты передаваемой информации от подмены или передачи заведомо ложных данных", — отметил Иван Поминов, председатель правления Группы "ФТК".

По его словам, в России разработана обширная качественная нормативная база в части обеспечения безопасности промышленных и инфраструктурных объектов от угроз с земли.

Однако теперь пришло время для корректировки законодательства и нормативно-правовых актов по организации противодействия БВС. Сделать это можно, лишь работая слаженно всем участникам процесса: органам законодательной и исполнительной власти, научным организациям, производителям систем суверенной безопасности и профильным ассоциациям.

"Мы должны понимать — промышленный и технологический суверенитет страны обеспечивается, прежде всего, суверенитетом ее безопасности. В условиях проведения специальной военной операции на Украине и, как следствие, активизации деятельности диверсионно-разведывательных групп, обеспечение суверенной безопасности и защита объектов от актов незаконного вмешательства становится одной из приоритетных задач", — отметил Поминов.

Во второй части стратегической сессии представители различных компаний-изготовителей БАС и смежных технологий представили экспертам из силовых ведомств и Минобороны свои проекты.

С докладами, в частности, выступили делегаты от АО "Навигатор" и ГК "Беспилотные системы" (члены Ассоциации "АЭРОНЕКСТ").

Источник: Ассоциация работодателей и предприятий индустрии беспилотных авиационных систем "АЭРОНЕКСТ"

ПУБЛИКАЦИИ И АНАЛИТИКА